Луганчане «имеют вопросы» к власти и руководству завода «Маршал»

22.12.2011 Общество

Уже в течение нескольких лет жители улиц Южная, 1-я Трамвайная, 2-я Трамвайная, Суходольская, Брестская, Монтажная, Газопроводная «имеют вопросы» к луганской городской власти и руководству завода «Спецавтоматика», известного под торговой маркой «Маршал» (далее так и будем его называть, для краткости и по привычке). Все эти улицы расположены в Малой Вергунке, но не все — с частной застройкой. По ул. Монтажной и выше расположены многоквартирные высотные дома — таким образом, число соседей у завода достаточно велико. А инициативная группа этих соседей настаивает на том, что такое соседство крайне нежелательно, незаконно и смириться с ним они не могут…

Все острые вопросы касательно соседства промзоны и жилой застройки были подняты еще 9 апреля сего года на встрече жителей перечисленных улиц, членов согласительной комиссии по урегулированию дискуссионных моментов Генплана, главного архитектора Луганска Вячеслава Женеску, руководства завода «Маршал». Дело в том, что промзона появилась на ул. Монтажной не вчера, и решение о землеотводе принимал не этот состав горсовета. Строили ее еще в советское время. Профильной продукцией завода «Спецавтоматика» была противопожарная автоматика и охранная сигнализация. Однако тогда такое соседство не беспокоило местных жителей: по их словам, там располагались складские площади завода, и никаких неудобств они не доставляли.

Сегодня название осталось старым, но направление производства изменилось: в последние годы завод ориентируется на производство трубопроводной арматуры. В 2005 году «на глазах» выросли новые цеха.

«Я уехала в командировку в сентябре 2005-го года, — рассказывает Ирина Воскобойник, лидер инициативной группы жильцов прилегающих к заводу улиц, — а когда вернулась, увидела уже новые крыши».

Жалобы жильцов стали поступать с того времени, но это были отдельные, неорганизованные письменные обращения к руководству завода в духе «просим разобраться…». А в 2008 г. «завод стал занимать нашу территорию» — говорят жильцы.

«Мне мама позвонила и сказала, что строятся прямо у нас в огороде, — продолжает Ирина Васильевна, — и она не знает, что делать. Я посоветовала вызывать милицию. Но их и милиция покрывала».

В начале нынешнего года ситуация обострилась, поскольку 25 января депутаты горсовета голосованием утвердили план генеральной застройки Луганска, нашумевший еще задолго до принятия. Санитарно-защитная зона на данном участке в Генплане не была обозначена. По словам городской власти, это объясняется тем, что «данное предприятие квалифицируется как предприятие 5-го класса вредности, и в данном случае в Генплане может быть допустимо «соседство» производства и жилого комплекса без соблюдения СЗЗ».

Однако жители семи улиц выступали с жалобами на ухудшение условий жизни и состояния здоровья, связанное, по их мнению, с деятельностью завода, который служит источником шума, вибраций, вредных выбросов и других негативных факторов.

С 9 апреля прошло более 8-ми месяцев; и вот в субботу, 17-го декабря директор «Маршала» С.А. Горохов пригласил жильцов для встречи и беседы на территории завода.

«Конечно, нас это обрадовало, потому что он первый раз за все это время решил встретиться с нами!» — говорят жильцы. Наверное, нужно уточнить: встретиться в двухстороннем формате, поскольку 9-го апреля Сергей Горохов также присутствовал на встрече…

Встреча позиционировалась как «чаепитие соседей», и присутствие на ней третьих лиц не подразумевалось. Жильцы по своей инициативе пригласили «Свободный репортер»; узнав, что в зале присутствуют журналисты, пресс-секретарь Горохова М. Ступникова, встречавшая жильцов, отметила, что они «поступают нечестно», и попросила нас не вести фотосъемку, что мы и исполнили. Частный характер встречи подчеркнул позже и сам директор, сказав, что выкладывать в Интернет аудиозапись встречи — «это не по-соседски», и что так можно испортить любые доброжелательные отношения.

Однако если считать, что Сергея Александровича не успели поставить в известность о присутствии прессы, то нужно признать, что он вел себя корректно, даже не работая «на камеры». Он начал встречу с краткого отчета о мерах, предпринятых для улучшения условий проживания жителей домов, прилегающих к заводу.

«На мой взгляд, все поставленные вопросы на сегодняшний момент решены, — сказал он. Последний источник загрязнения — малярка — переведена в удаленные от частного сектора цеха. В районе дома, где жительница держит корову (это вы? — обратился он к одной из присутствующих) установлена шумопоглощающая стена (я слышал, после этого повысились надои молока!).

Вас волновал вопрос вибраций. Вентиляционные установки, которые могли служить их источником, переведены. Мы по собственной инициативе вызывали СЭС; замеры не показали отклонений от нормы. На всякий случай у вас есть телефон, и в случае необходимости замеры можно повторить.

Думаю, что во многих случаях ситуация предстает в черных тонах из-за негативного психологического настроя. Так, вы жаловались на то, что наша газовая труба «гудит» тогда, когда газ не был включен».

В ответ на это Ирина Воскобойник, возглавляющая инициативную группу жильцов, зачитала требования, достаточно категорические: убрать застройки с 1,5 м. санитарной полосы и приусадебных участков; заложить со стороны участков проемы окон; убрать камеры наблюдения со стороны жилых домов, потому что камеры нарушают право на частную жизнь; прекратить движение грузового транспорта; убрать литейное производство; и, наконец, полностью перенести заводские цеха.

Сделаем отступление и заметим: наличие заводов, заводского производства, социальной нагрузки, которую несет завод — это хорошо; и в то же время соседство заводов, их негативное воздействие на окружающую среду и людей — это плохо. Как разрешить это неразрешимое противоречие? В советское время оно разрешалось просто: заводы строили, на людей и среду внимания не обращали. Нужно ли перечислять гиганты тяжелой промышленности Луганска — завод ОР, Ленина, угольного машиностроения, трубопрокатный, аккумуляторный, литейно-механический?.. Говорить, что весь Алчевск-Коммунарск с его красным снегом, черным воздухом и разноцветными дымами — это зона вредных выбросов металлургического завода?.. и т.д и т.п. Мы не говорим о том, что это — правильно. Но в 90-е годы проблема системно решалась только одним способом: массовой остановкой всех заводов. Тогда и экология улучшилась, но и средний украинец лучше жить не стал. В последнее время вопрос не встает в крупном масштабе потому, что новых промышленных производств открывается немного.

Жители серых, заросших пылью улиц, которые лепятся вплотную к крупным луганским заводам, не поднимают вопрос об экологической безопасности, потому что никогда ее не видели; и их не беспокоит, что фрукты из сада уже нельзя есть, потому что они там никогда и не росли.

Жители Малой Вергунки столкнулись именно с ухудшением условий жизни из-за разворачивания рядом промышленного производства, которого раньше не было. Поэтому их это побуждает к активным действиям.

Сергей Горохов отвечает, что, образно говоря, «не нужно перегибать палку»: цеха не будут перенесены в ближайшее время, потому что это невозможно и на это нет оснований и грузовые машины будут ездить по улице Монтажной, потому что это улица общего пользования; а те же камеры наблюдения — неподвижны и в сторону домов не смотрят. Однако он готов предпринимать дальнейшие меры по улучшению условий жизни «своих соседей», как он называет жильцов Малой Вергунки. Главное, чтобы эти намерения не оставались лишь намерениями — беспокоятся жильцы. И чтобы они пережили избирательную кампанию-2012 и претворялись в жизнь далее — добавим от себя.

// Виталий Дорофеев

Распечатать Нашли ошибку?



Комментарии


Материалы по теме

PHP





Загружаем от minfin.com.ua…

Будь мужиком

Back to Top

Яндекс.Метрика