Задавят ли шлепанцами локомотивы?

04.09.2012 Экономика
 

Предвыборное турне Николая Азарова не могло пройти мимо Луганска — особенно после того как ранее обещанное посещение города Виктором Януковичем (приуроченное ко Дню шахтера) было отменено. Поэтому асфальт перед объектами, внесенными в план «высокой» экскурсии, клали как обычно — стремительно, ночью, за сутки до знаменательного 25 августа. Однако многих луганчан неприятно поразило, что во время визита премьер-министр ни словом не обмолвился (как можно судить по сводкам новостей) о реальных проблемах областного центра — например, о странной ситуации с промышленным флагманом-гигантом — заводом «Лугансктепловоз».

После долгих лет возни с приватизациями и реприватизациями предприятия оно вроде бы обрело одного собственника — российскую компанию «Трансмашхолдинг». От инвесторов ожидали, что те вдохнут новую жизнь в полумертвый завод. Довольно длительный и невнятный период полупростоя, когда рабочая неделя сокращалась до 3 дней, завершился сменой менеджмента: в июле гендиректором ПАО «Лугансктепловоз» назначен «антикризисный» менеджер, выходец из Чехии Павел Цеснек.

Новый руководитель сразу вызвал у большинства рабочих неприязнь: в самом деле, трудно завоевать по-пулярность, с ходу объявив о ближайшем 25%-ном сокращении 6-тысячного коллектива. Для Луганска, задыхающегося от безработицы, выбрасывание на улицу полутора тысяч специалистов — большой удар. Местной власти такой «подарок» под выборы вовсе не понравился, и под давлением Цеснек вынужден был подсластить пилюлю: сокращение проведут в два этапа — 15% в этом году и 10% — в следующем. Традиционно безвольный, как снулая рыба, профсоюз даже особо не сопротивлялся.

Рваные джинсы как символ промышленного декаданса

Если у проходной предприятия поговорить с рабочими, то прогнозы о его будущем услышишь в основном неутешительные. И суть не только в сокращениях, затеянных «антикризисным менеджером»: заводчан, похоже, раздражает даже его внешний вид, особенно манера вести дела. Появление начальника в шортах и шлепанцах для них — знак апокалипсический. Народ явно не понял демократического имиджа европейского менеджмента и высмеивает после смены в пивной нового руководителя с откровенной злобой.

«Да раньше если бы директор осмелился показаться на предприятии без костюма и галстука, его бы уволили! — говорит Николай, 40-летний слесарь (своих фамилий опрашиваемые просят не называть — «антикризисник», по их мнению, крайне мстителен и нетерпим к критике). — А этот ходит в рваных джинсах и футболке. Он даже не отдает себе отчет, что тем самым роняет престиж крупного предприятия с более чем вековой историей».

Не встретила понимания у рабочих и методика борьбы руководства за качество.

«Павел Цеснек просто не знает специфики нашего производства, — жалуется наладчик Сергей. — Бродит по территории, отлавливает людей, мол, чего без дела шатаетесь? А я наладчик, у меня работа в разных цехах! Но разве объяснишь это человеку, который не прошел школу карьерного роста — от инженера до директора и не понимает технологических особенностей конкретного завода!»

Все со злорадством передают друг другу истории о том, как директора, вышедшего ловить вечером «несунов», якобы покусали собаки охранников; что его вроде бы избили в ресторане и т. д. Угрюмо рассказывают о том, как застали руководителя с секундомером в туалете, засекающего «простои» подчиненных, — таких историй, кажущихся постороннему не слишком правдивыми, можно услышать десятки. Если они и не отражают факты, то наглядно демонстрируют настроения рабочих: нового директора не просто не любят — многие его откровенно презирают и ненавидят.

Давайте выпускать металлолом

Крайне осторожно говорят о начинаниях «антикризисного менеджера» и итээровцы. Настораживает их и послужной список Цеснека: последнее предприятие, которое он «спасал», — санкт-петербургский «Вагонмаш» — оказалось в результате на грани банкротства.

Вот мнение Андрея Кирилловича, одного из управленцев (его имя по понятным причинам пришлось изменить): «Новый директор заявил о начале работ «по оптимизации производственного процесса и реструктуризации заводских служб» — попросту говоря, задумал перенести все активные мощности в центральную часть завода.

Что это означает? Наше предприятие территориально можно условно разбить на три части, и каждая способна теоретически стать полноценным предприятием. С одной стороны, логично решение уменьшить издержки завода, занимающего громадные площади (которые сегодня используются неоптимально). Но здесь имеются как минимум три проблемы. Прежде всего перенос большой доли оборудования в новые цеха — задача не просто сложная технически. Она требует значительных материальных ресурсов, времени и модернизации коммуникаций. Откуда едва держащийся на плаву завод возьмет на это деньги, если для экономии мы рабочих увольняем?

Второе. Если предположить, что мы освободим две потенциальные площадки для новых заводов — кому их отдавать? Ведь во многом «заточены» они под один и тот же тип производства — что же, породить у себя под боком двойников-конкурентов? Вряд ли собственник пойдет на это.

Третье. Оптимизация пространства предполагает, что заводу удастся без труда сбыть ненужные ему площади. А это в современных условиях Украины и Луганщины фантастика: против восстанет вся административная машина региона. Вы можете себе представить губернатора области или мэра Луганска, которые согласятся отказаться от грандиозных поступлений за аренду земли под цехами? Ни за что!

Тепловозостроительному долгое время не удается передать на баланс городу свои жилые корпуса — мэрия не желает возиться с ветхими коммуникациями. А тут огромная бесполезная территория, которая из дойной коровы вдруг превратится в страшную обузу.

Все это позволяет сделать как минимум два заключения. Нынешнее руководство предприятия некомпетентно — оно не понимает правил игры в регионе и стране. По-видимому, собственники просто поставили перед управленцами задачу — начать добычу полезных ископаемых (металлолома) на территории заброшенных цехов. Это разграбление перед тотальным уничтожением. Дело в том, что «Трансмашхолдинг» активно модернизирует свои российские предприятия — и как только те смогут самостоятельно обрабатывать заказы РЖД, от ненадежных активов в нестабильной и непредсказуемой Украине инвесторы готовы будут избавиться».

Граффити на стенах «Лугансктепловоза» недвусмысленно говорят: многие тоскуют по тем временам, когда на заводе работали 36 тыс. чел.
Граффити на стенах «Лугансктепловоза» недвусмысленно говорят: многие тоскуют по тем временам, когда на заводе работали 36 тыс. чел.

Чем завод похож на СССР

Кажется странным, что большой коллектив некогда могучего предприятия ныне безволен и неорганизован в защите своих интересов — каждый отдельный рабочий не желает бороться за соседа и осмеливается поднимать недовольный голос лишь в пивной.

Не боятся открыто критиковать нынешнее положение только ветераны. Им нечего терять, они на пенсии — хотя до сих пор болеют за родное предприятие.

Николай Мазанов, экс-начальник конструкторского бюро: «Знаете, что напоминает сегодня мне родной завод? Советский Союз в миниатюре — он также гибнет, разваливаясь на части. Увы, происходит это совсем не потому, что предприятие неэффективно — просто кому-то очень хочется, чтобы оно стало таким.

Смотрите: на заводе разработали, испытали и запустили опытное производство отечественных трамваев. И что? Госзаказ дают Киевскому вагоноремонтному заводу, который лишь к 2015 г. собирается создать опытный образец!

Мы разработали локомотивы, позволяющие без малейших проблем водить составы со скоростью до 200 км/ч — при этом нет никаких сложностей идти и 20 км/ч. Но нет — страна купила «Хюндаи», которые неспособны нормально функционировать в таком диапазоне скоростей. К тому же они рассчитаны на 6 вагонов — а наши на 12.

А нынешних «руководителей», похоже, больше всего привлекает в гордости города металлолом — ведь там только подъездных путей 400 км. И государство предпочитает не замечать развала предприятия».

Анатолий Драгомонцев, Герой Соцтруда: «О «профессионализме» команды власти говорит хотя бы такой пример. Владимир Пристюк, губернатор Луганщины, недавно сообщил, что «Лугансктепловоз» может быть переориентирован на выпуск других видов продукции. Это нелепость! Ведь на заводе выпускали все, что может двигаться и работать на рельсах, — от уникальных тепловозов до горно-шахтного оборудования. Машины-амфибии производили! И на что перепрофилировать такое сложнейшее и универсальное производство?

Печально также, что сами рабочие не готовы бороться за предприятие и свои права. Профком — системное образование администрации. Он абсолютно послушен и подконтролен собственнику. Нужно ломать эту систему».

Мне с гордостью и блеском в глазах рассказывают, что в 50-е годы прошлого столетия Луганск попал в список 20 главных целей для ядерных бомбардировок со стороны США — не в последнюю очередь из-за завода ОР (им. Октябрьской революции, как здесь все еще называют «Лугансктепловоз»).

В полуразрушенном городе с десятками мертвых заводов эта гордость от попадания в полумифический список на первоочередное испепеление воспринимается особенно горько. Знак прежнего качества и несомненных великих заслуг безвозвратно утерян: ныне на Луганск никто не станет тратить дорогостоящих бомб. Тут и так хватает руин.

Справка «»

«Лугансктепловоз» (бывший «завод Гартмана») основан в 1896 г. За свою историю выпустил более 12 000 паровозов и 44 000 тепловозов. После приватизации в 2011 г. предприятие именуется ПАО «Лугансктепловоз» и входит в группу компаний «Трансмашхолдинг» (преимущественно российский капитал). Львиная доля заказов поступает от Российских железных дорог. Например, за 7 месяцев 2012 г. «Лугансктепловоз» выпустил 80 тепловозных секций для РЖД. Адрес предприятия: 91005, Украина, Луганск, ул. Фрунзе, 107. Тел.: (0642) 34-51-40.

// Сергей НЕЖДАНОВ

Распечатать Нашли ошибку?



Комментарии

 





Архив новостей Луганска





 

Наверх

Новости Луганска - самая полная и оперативная лента новостей Луганска и Луганской области. Мы обрабатываем все источники луганских новостей, чтобы предложить луганчанам наиболее интересные и качественный новости. Мы даем наиболее полную картину жизни города Луганск. У нашей базе новостей Луганска десятки тысяч новостей за несколько лет. Ежедневно в ленте появляются новости власти, политики, спорта, образования и медицины Луганска. Мы следим за бизнес-процессами в Луганске и информируем читателя о всех собятиях. Мы оперативно доставляем информацию у луганской “Заре” - все матчи, отчеты, голы, фото и видео. Мы работаем круглосуточно, чтобы вы получали оперативные новости о Луганске.

Яндекс.Метрика