Поиск в новостях |
Новости Украины |
Новости Украины11 сентября 11 сентября 4 сентября 4 сентября 3 сентября 2 сентября 28 августа 28 августа 20 августа 19 августа |
«Годовая рентабельность украинских НПЗ ниже 4%», — С.Лизунов11 сентября | Бизнес В интервью журналу «ТОП-100. Лучшие компании Украины» президент ООО «ТНК-ВР Коммерс» Сергей Лизунов рассказал о проблемах нефтеперерабатывающей отрасли, рентабельности работы украинских НПЗ и инвестициях в развитие компании. — Еще несколько лет назад украинские нефтеперерабатывающие предприятия обеспечивали рынок нефтепродуктами на 95%. Сегодня доля импорта выросла до 53—54%. С чем это связано? — Тогда переработка была защищена, у правительства хватало инструментов для того, чтобы отрасль функционировала и могла развиваться. Сейчас появилось достаточно много факторов, сдерживающих развитие отрасли. Нет надежных механизмов для контроля на таможне, и, как результат, на рынке присутствует большой объем контрафактной продукции — около 15%. Нет законодательных инструментов контроля для недопущения реализации некачественной продукции. Рынок полностью открыт для импорта, не задействованы инструменты, которыми можно было бы поддержать маржу нефтепереработки на уровне хотя бы 7—8%. На сегодняшний день рентабельность украинских НПЗ ниже 4%. — Какие последствия для рынка может вызвать такая ситуация? — Заводы этой отрасли — высокозатратные предприятия. Мы инвестируем десятки миллионов долларов только в поддержание работы, безопасность и экологию. Если не принять меры и не поддержать нефтепереработку, ее постепенно вытеснит импорт, поскольку он более выгоден. А в этой ситуации никто не гарантирует, что завтра на рынке не возникнет дефицит или не будет резкого скачка цены. Сырье можно купить в любое время, это не проблема, а вот готовый продукт — не всегда. — Как, по Вашему мнению, будет меняться эта ситуация в дальнейшем? Есть ли шансы, что рынок будут обеспечивать отечественные предприятия? — В 2007 году не использовались практически 57% мощностей украинских НПЗ. А ведь даже двух украинских заводов — Кременчугского и Лисичанского — вполне достаточно для того, чтобы покрывать 80—90% потребностей отечественного рынка. При этом нужно учитывать пристальное внимание Антимонопольного комитета к предприятиям со значительной долей на рынке и отсутствие экономических стимулов для развития заводов. На фоне ускоренной модернизации НПЗ в соседних государствах это может иметь очень плачевные последствия для конкурентоспособности украинских нефтеперерабатывающих производств и их перспектив. — Насколько активны действия властей по урегулированию ситуации? Ведется ли диалог с нефтеперерабатывающим бизнесом? — Секретариат при Министерстве топлива и энергетики занимается мониторингом внешних рынков и выводит ценовой коридор для Украины. Это только рекомендации, но они работают. Что касается законодательных инициатив, то шаги в этом направлении предпринимались, хотя пока не доведены до логического завершения. В первом чтении был принят закон о стимулировании модернизации НПЗ, но дальше дело не пошло и частичное освобождение от налогов или ввозных пошлин на оборудование для модернизации производств пока не стало реальностью. Уже давно не собиралась эспертно-аналитическая группа при Кабмине, основным заданием которой был диалог, обсуждение законодательных инициатив для нормализации конкурентной среды в этой отрасли. Основной фокус этой работы перенесен на Совет инвесторов при Кабмине. — Вы давали свои предложения относительно изменения законодательства? — Безусловно. Мы предложили разработать баланс между объемом продукта импортного и отечественного производства, который присутствует на рынке. Необходимы механизмы, четко определяющие справедливую оптовую цену на продукцию, поскольку, как показывает практика, нынешняя непрозрачная система ценообразования оставляет почву для споров с различными экспертами рынка и Антимонопольным комитетом. Мы разработали предложения по изменению системы налогообложения по всей цепочке, а не только на заводах, инициируем возврат к определенным заградительным пошлинам всего для одного продукта — высокооктановых бензинов, в рамках тех протоколов ВТО, которые уже есть у страны. Эти протоколы позволяют вводить некоторые ограничения для защиты отечественного производства. Это все находится сейчас в работе. — Как изменится объем потребления бензина на внутреннем рынке? — Страна развивается. В основу всех наших планов по модернизации завода и развитию компании мы закладываем прогноз роста рынка потребления. Он увеличивается на несколько процентов в год. При этом меняется структура потребления: качественные продукты вытесняют низкооктановый бензин. Повышенным спросом сегодня пользуются высокооктановые бензины, особенно бензин А-95, в 2007 году его потребление увеличилось на четверть. — В какую сумму Вы оцениваете необходимые украинским НПЗ инвестиции, после предоставления которых будут удовлетворены потребности и бензин будет производиться европейского качества? — Заводы очень разные по своему состоянию, истории, существующим технологичным цепочкам. У нашей страны не должно возникнуть проблем с гармонизацией пространства в рамках подписанных протоколов по ВТО. Но для развития отрасли требуется слаженная совместная работа участников рынка и правительства. Для перехода на выпуск нефтепродуктов повышенного качества украинской нефтеперерабатывающей отрасли потребуется время и более миллиарда долларов инвестиций. Уже восемь лет мы системно развиваем Лисичанский НПЗ: построили пять новых установок, модернизировали и реконструировали существующие. Для достижения европейских спецификаций нам необходимо порядка двух лет и 70—80 млн. долларов. Этого достаточно, чтобы и бензин, и дизельное топливо завода в полном объеме соответствовали уровню Евро-4. — Вы уже приняли решение, будете привлекать и вкладывать эти деньги? — Предпроектные расчеты у нас уже подготовлены, но окончательное решение о том, в какие сроки мы можем реализовать эти проекты, еще не принято. За время работы на рынке мы инвестировали более 350 млн. долларов. За последние полтора года модернизирована гидроочистка дизельных топлив, благодаря чему свыше половины дизтоплива НПЗ уже отвечает качеству Евро-4. Безусловно, надо двигаться в этом направлении и дальше, мы понимаем, что это желательно делать в ближайшее время. Но экономическая эффективность нефтепереработки, которая составляет менее 4%, заставляет задуматься о целесообразности и возможности инвестировать в этот бизнес. — Как Вы считаете, насколько возможно привлечение инвестиций в таких условиях в эту отрасль, я имею в виду строительство нового завода? — В нынешней ситуации при такой цене на металл и энергоносители построить новый НПЗ, соответствующий европейским стандартам, будет стоить 4—5 млрд. долларов и потребуется около 5 лет, чтобы запустить объект такого уровня. Я не видел никаких технико-экономических обоснований, которые бы свидетельствовали о том, что это может быть высокоэффективный проект, который окупится хотя бы за 10—15 лет. К тому же изначально непонятно, зачем нужен новый завод, если существующих мощностей с лихвой хватает, чтобы обеспечить местный рынок и часть продукции экспортировать. Однако для этого должны быть созданы соответствующие условия. Пока мы не видим такого желания. Последний пример: в январе этого года Минтранс утвердил повышение стоимости на перевозку нефтепродуктов по железной дороге на 39—50%. К тому же в течение года значительно возросла стоимость услуг за охрану грузов и возврат вагоноцистерн, были повышены дополнительные сборы на границе, а также ставки платы за пользование грузовыми вагонами. Несмотря на столь существенный рост стоимости транспортировки нефтепродуктов, Минтранссвязи в июле 2008 года инициировало очередное повышение железнодорожных тарифов на перевозку всех без исключения грузов. Это решение грозит окончательно дестабилизировать экономику украинских НПЗ, экспортирующих за границу мазут, который не имеет рынка сбыта в Украине. — Есть ли возможности на вашем предприятии снижать себестоимость продукции за счет оптимизации сырьевой корзины? — За последние полтора года мы провели достаточно много организационных мероприятий и вкладываем средства для обеспечения гибкости завода по сырью. Сейчас предприятие может перерабатывать те виды сырья, при которых выработка мазута меньше. Другими словами, общий объем переработанного сырья сокращается, при этом сохраняется объем светлых нефтепродуктов. Если бы мы этого не сделали, угроза остановки по экономическим причинам стала бы реальностью. Другие предприятия сегодня простаивают, поскольку у них доля выработки мазутов достигает 40—50%, а разрыв по цене между мазутом и сырьем — в два с лишним раза. Мазут убыточен, и к тому же он не потребляется в Украине, 90% его экспортируется». — Что касается дальнейшего развития ТНК-ВР в Украине, в какие сектора Вы будете инвестировать? — Мы расширим свое присутствие в рознице. Прежде всего, в столице. Компания уже приобрела 36 АЗС и 2 нефтебазы в киевском регионе, которые в течение 1,5—2 лет получат бренды «ТНК» и «ВР». Также есть несколько земельных участков, которые мы рассматриваем на предмет целесообразности строительства станций. Думаю, что в среднесрочной перспективе компания откроет сеть собственных автозаправочных комплексов в крупных городах Украины. — Намерена ли Ваша компания делать более активные шаги на розничном рынке сжиженного газа? — До сих пор мы не стремились дойти до конечного потребителя на этом рынке, поскольку для этого требуются специальные станции и хранилища, но возможности выхода на этот рынок мы рассматриваем. Для любой компании в этом секторе интересен конечный потребитель продукта. // Департамент общественных коммуникаций ![]() Материалы по теме
|
Популярные новости1 сентября 11 сентября 4 сентября 27 августа 9 сентября 10 сентября 29 августа |