С 1 марта стоимость воды для луганчан составит почти 9 гривен за куб

24.02.2012 Общество

Намедни одного луганского телепузика — назовем его Лёней Свистунковым — спросили, отчего он в свою программу приглашает исключительно начальство. Вообще-то телепузикам достает цинизма быть в подобных ситуациях откровенными: мол, наше дело холопское; кого барин прикажут, того мы в студии и ублажим. Но данного конкретного Лёню «в последнее время стали продвигать по профсоюзной линии», и он ни к селу ни к городу решил обидеться. «А что, у нас есть оппозиция?!» — буркнул Свистунков, оперативно меняя привычное выражение «чего изволите?» на «ходют тут всякие!»

Строго говоря, IQ Лёни — не самая сильная его сторона. Однако в данном случае он как-то умудрился почти правильно сформулировать свой вопрос. Почему «почти»? Потому что оппозиция — явление сугубо «реактивное», что ли. Оппозицией можно быть к чему-то, в первую голову — к власти. Овладей наш телепузик диалектикой, он непременно задался бы следующим вопросом: «А есть ли у нас власть?» и... тут же умер бы, перепугавшись собственной интеллектуальной дерзости. Но мы люди не кровожадные, зла никому не желаем. Потому отставим нашего уездного Спинозу куда-нибудь в тихий уголок и до поры до времени его пятнистый образ тревожить не станем. Пока...

Но вопрос остается: есть ли у нас власть? В стране, городе, районе?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, для начала нужно определиться, что оно вообще такое — «власть». Не мудрствуя лукаво, обратимся к словарям. Если коротко, власть — «в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к.-л. средств — воли, авторитета, права, насилия». Ну и т.д.

Обратите внимание: здесь ни слова не говорится об ответственности тех, кто данной «способностью» пользуется. Так что и мы оставим скользкую тему любителям всевозможных talk show; посмотрим лучше, насколько успешно обитатели высоких кабинетов умеют «оказывать определяющее воздействие на поведение людей». За наглядными иллюстрациями далеко ходить нет нужды.

Возьмем, к примеру, печальную судьбу профилактория «Энергия». Против его продажи с молотка недвусмысленно высказались официальные профсоюзы и председатель Луганской облгосадминистрации. Глава правительствующей (!) фракции парламента Александр Ефремов прислал официальное письмо депутатам Луганского горсовета, подавляющее большинство коих являются членами этой самой ПР, и Александр Сергеевич всем им, если по-старому, приходится чем-то вроде первого секретаря обкома (кстати, фракции в советах обязаны руководствоваться при голосованиях решениями своих партийных органов).

И что? Да ничего. Депутаты муниципии отмахнулись от этого письма, как от надоедливой мухи, и проголосовали за продажу помещения, где находили себе временный приют пострадавшие в коммунальных катастрофах луганчане. При этом успехи городской власти в жилищно-коммунальной сфере таковы, что такой приют скоро может понадобиться снова. Будем размещать пострадавших в помянутых выше кабинетах?

Кто против нас с Янычем?

Ну, хорошо. Случай с профилакторием может оспорить тот же Александр Сергеевич: как-никак, согласно закону — сообщает он сам в своей эпистоле на имя городского головы — «данный вопрос относится к исключительной компетенции Луганского городского совета» (как будто путчи в этом самом совете «комсомольцы» устраивали, руководствуясь исключительно буквой Закона). Однако не будем спорить.

Возьмем другой пример, где сферы компетенций вообще не пересекались. Пример еще более вопиющий, поскольку задевает куда более широкие слои населения области, нежели «какой-то там» профилакторий.

Меньше чем через месяц, исполняется четвертая годовщина подписания скандального концессионного договора, согласно коему хозяином почти всей системы водоснабжения области стала сомнительная офшорная структура с уставным фондом 46 тысяч гривен. Надо полагать, именно к этой дате луганская ипостась виргинской конторы, ООО «Лугансквода», подарила себе повышение тарифов. Сразу на 17%. Это если брать в сумме тариф на воду и водоотведение для обитателей «казенных» квартир.

А вот жители «одноэтажной Луганщины», где централизованной канализации отродясь не знали, за отдельно взятую воду станут платить уже на 24% больше. При этом зарплаты и пенсии ни у тех, ни у других стремления к росту не демонстрируют.

Только не надо говорить, что тут виноват исключительно частник с Карибского острова Тортола. Он, конечно, тот еще кровопивец, но мы сейчас не о его жадности, а о «родной» нашей власти. Точнее, о ее отсутствии. Потому как, присутствуй она в пределах «независимой» Украины, слова и дела ее функционеров звучали (и выглядели) бы как-то по-иному.

Возьмем, к примеру, великого и ужасного Николая Яновича. Не далее как 25 января с.г. премьер Азаров на заседании Кабмина метал громы и молнии в министра Минрегионразвития и ЖКХ Анатолия Близнюка.

— Требование одно, — настаивал премьер, обращаясь к подчиненному. — Никаких оснований для повышения тарифов нет. Поэтому все необоснованные решения должны быть немедленно отменены, а к их авторам применены меры влияния!

Он даже обосновал свое недовольство: «в Украине не были повышены тарифы на газ, электроэнергию, бензин, курс гривни остается стабильным». Мало того. Если верить сообщениям информагентств, Азаров «призвал Близнюка жаловаться правоохранителям на высокие тарифы», а также «поручил заму генпрокурора Виктору Занфирову взять этот вопрос на личный контроль». Так и это еще не все. Спустя некоторое время свои «5 копеек» вставил в тему глава Госфининспекции (в девичестве — КРУ) Петр Андреев.

— Це проста і водночас жорстка позиція чинної влади, зокрема президента і прем’єр-міністра України: пересічні громадяни не повинні розплачуватись за неефективну, а в деяких випадках і незаконну діяльність житлово-комунальних підприємств, — подчеркнул главный контролер Кабмина.

Обратите внимание: наш Гарант тоже с нами — против зарвавшихся коммунальщиков. Но наступает 10 февраля, и недавно созданная Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (сокращенно, по-видимому, — НКРКУ), утверждает новые тарифы «шляхом коригування «енергетичної складової» на послуги централізованого водопостачання та водовідведення для побутових споживачів 46-ти підприємствам з 1 березня 2012 року».

В частности, для ООО «Лугансквода» тариф на воду «для потреб населення» — 4,65 грн/куб.м без НДС, на водоотведение — 2,82 грн без НДС. Ну а с налогом на добавленную стоимость получается, соответственно, 5,58 и 3,384 грн. Итого: 8 гривен 96 копеек за куб! Пей — не хочу.

На голубой глазок

Ребятам из Нацкомиссии, созданной, надо сказать, президентским указом совсем недавно, 23 ноября 2011-го, — глубоко по фигу и сам президент, и его премьер-министр, и «просто» министр, не говоря уже о всевозможных контролирующих органах. И после этого кто-то будет утверждать, что в Украине есть власть?

Так, для справки. Мы не анализировали, насколько НКРКУ подняла (или понизила — что вряд ли) тарифы для водопоставляющих предприятий всех городов и весей. Но там, где такое сопоставление делалось, исключений не было: вода подорожала везде. Хотя и неодинаково. Трудно сказать, обрадует или расстроит луганских патриотов это сообщение, но мы в этой сфере уже не первые. Несомненное лидерство — за Бердянским водоканалом. Подача и отведение 1 куба воды суммарно обойдется жителю приазовского города в 10 грн 70,4 коп. — против наших 8 грн 96 коп. А вот кому отдать второе место — сказать сложно. Некая организация «Карпатвіз» будет поставлять клиентам воду по 6,02 грн за куб, но водоотведение у фирмы дешевле нашего, и в сумме тариф — «всего-то» 9 грн 18 коп.

Но на каком бы месте в «тройке призеров» не оказалась «Лугансквода», это сомнительное лидерство. Особенно на фоне наших соседей. Где с источниками воды проблемы не намного проще луганских.

Возьмем, к примеру, Донецк. Вода — 3,37 грн, водоотведение — 2,13. Не характерно? Тогда — Мариуполь. Полумиллионный город, до источников питьевой воды никак не ближе, чем от любого из городов Луганской области (и уж точно дальше, чем от Бердянска до Днепра). Тем не менее подача воды — 2,21 грн, водоотведение — 1 грн 08 коп. за кубометр. Что, и этот пример не впечатляет? Тогда — Алчевск.

В свое время Николаю Кириченко хватило то ли ума, то ли нахальства не поддаться на тихоновский шантаж. Алчевский водоканал остался в собственности города, и теперь — точнее, с 1 марта — алчевцы будут получать воду за 5 грн 10 коп. А стоимость отвода того же куба — 90 копеек. В сумме — 6 грн. На 66 копеек меньше, чем для остальной Луганщины в памятном 2008 году! И на 2 грн 96 коп., чем... завтра.

Есть разница?

Разница — в том, что в Алчевске работает коммунальное предприятие, в Луганске — частники. Скажете, общество с очень ограниченной ответственностью «Лугансквода» не само устанавливает тарифы, что это учудила свежеиспеченная Нацкомиссия? Сие не вполне отвечает действительности. То есть сомневаться в том, что в своей тарифной политике ОООО будет теперь руководствоваться формальной постановой НКРКУ, — в этом сомневаться не приходится. Сомнения в другом — что комиссия приложила хотя бы минимальные усилия для изучения водной ситуации в Луганской области.

Кто-нибудь слышал о визите ее представителей в самую восточную область Украины, об их встречах с местной властью? На официальных сайтах этого нет, и в сообщениях информагентств похожие строки не промелькнули.

Зато попалось сообщение: «В «Луганскводе» знают, как снизить тарифы на воду». Смысл: предприятие само предлагает Нацкомиссии представления о величине тарифа, а потом гендиректор едет в Киев их «защищать». Везет ли он при этом запеченный свиной окорок и бутыль самогона, борзых щенков или изящный «дипломат», туго набитый «зеленью», история — надеемся, пока — о том умалчивает.

Но даже если каким-то чудом дело обходится без коррупции, в любом случае «державний колегіальний орган» просто не имеет физической возможности вникать во все нюансы каждого конкретного предприятия и отмеряет тарифы «на глазок». На резкость «глазок» этот наводит понятно кто.

И не менее понятно — как.

Миллион туда, миллион сюда...

Но ведь есть еще и местная власть. Особенно такая решительная, как Луганский городской совет, который самого Александра Сергеевича перестал жаловать... Наши мужественные избраннички в свое время даже решение приняли о возврате имущества бывшего «Горводоканала» в собственность городской громады, а потом его как-то подтверждали — если верить прошлогодней шумихе в СМИ.

Ну и?..

Да все то же. На местном уровне у нас власти нет. Есть только способность производить шумовой эффект. Хорошо дозированный и потому за пределы чистого public relations не проникающий.

Остается обратить свой просветленный взор на такой представительский орган власти, как Луганский областной совет. Тем более что решение о передаче ОКП «Лугансквода» «караибским пиратам» принимали именно областные депутаты (как раз его четырехлетие мы отмечаем 21 марта). И еще раз «тем более» что передача имущества производилась не по принципу «с барского плеча», а под многостраничный «Концессионный договор». Им и флаг в руки: самое время проверить, насколько ООО «Лугансквода» придерживается буквы и духа договора. Который, говорят, дороже денег.

Вот о деньгах и поговорим. Вернее, об инвестициях, которые «караибы» обязались вложить в многострадальное водное хозяйство региона. Согласно п. 3.1 Договора, «суммы инвестиционных вложений составляют 756,7 млн грн, из которых 500 (пятьсот) млн грн должны быть внесены в течение первых 5 лет после заключения концессионного договора с учетом индекса инфляции (здесь и далее выделено нами. — «МГ»), из них в течение первых двух лет сумма вложений должна составлять не менее 30% от 500 млн грн, а оставшиеся 70% — равными долями в течение последующих трех лет».

Даже если не учитывать инфляцию, к августу 2010 г. сумма инвестиций должна была составить минимум 150 млн грн. К августу 2011-го — 266,7 млн. Сколько вложено реально? Судя по тому, сколько жалоб доводится выслушивать по поводу работы ОООО, это явно отрицательная величина, но мы не будем прислушиваться к обывательским разговорчикам, обратимся к такому солидному источнику, как Луганский областной совет (лучше, конечно, было бы почитать официальный сайт «Луганскводы», но там нет даже соответствующего раздела).

Итак, 4 октября 2011 г. Валерий Голенко в статье «По долгу первых» сообщил посетителям сайта облсовета: «Общая сумма уже вложенных инвестиций превысила 95 миллионов гривен (всего же, напомню, концессионер обязался внести в развитие водного хозяйства Луганщины 756,7 миллиона гривен)». Без учета индекса инфляции, скромно потупившись, напомним мы — и познакомимся с другим сообщением того же СМИ.

На сей раз от 4 ноября 2011-го «О том, что успели, и том, что еще предстоит успеть». Тон заметки не менее бодрый, но как-то серьезно скукожилась сумма инвестиций: «Уже более 80 миллионов гривен поступили и работают на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства области». Получается, в течение месяца концессионеры исхитрились увести из оного «хозяйства» 15 миллионов? Или аналитическая обслуга председателя облсовета разучилась считать до ста? Миллионов — имеется в виду.

Ну, миллион туда, миллион сюда — от богатейшей области много не убудет. Но мы снова — о наличии/отсутствии власти в наших палестинах. Как-то слишком уж показательно офшорные жулики надувают наших с вами избранников. Ни одна нормальная власть — хоть демократическая, хоть тоталитарная — не может позволить так с собой обращаться. Особенно структуре, у которой за душой всего-то жалких 5 тысяч долларов. Достало бы одного исследованного здесь пункта Договора, чтобы поставить зарвавшихся дельцов перед простым и ясным выбором: либо устанавливаете тарифы на уровне... ну, хотя бы Мариуполя — или мы разрываем соглашения по причине грубого его нарушения с вашей стороны.

Но так должна была бы сказать ВЛАСТЬ. Но она молчит. Очевидно, единственный выход — всем нам вспомнить, что говорит Конституция на заданную тему. Помните: «Єдиним джерелом влади в Україні є народ».

А что еще остается?

Когда верстался номер

Янукович требует обоснованных и справедливых тарифов

Президент Украины Виктор Янукович требует до конца этого года привести тарифы на жилищно-коммунальные услуги во всех регионах страны к экономически обоснованному уровню. Об этом он заявил на заседании Совета регионов вчера, 21 февраля.

— Я требую, чтобы до конца 2012 года на местном уровне тарифы на услуги ЖКХ были приведены к экономически обоснованному уровню. Это совместная работа государственного регулятора и местной власти, — сказал глава государства.

Янукович напомнил свое требование: тарифы должны быть обоснованными и справедливыми для населения.

— Нельзя беспорядок и бесхозяйственность перекладывать на людей, — подчеркнул он и добавил: Там, где это происходит, реакция должна быть жесткой.

Обсудить Распечатать Нашли ошибку?






21.03.25, днем
+7°

влажность: 50%

давление: 764 мм

ветер: 1 м/с, восточный


  • USD
  • EUR
  • RUB
  • Доллар 21 март
    доллар стабилен
    Покупают по41.250 грн
    Продают по41.800 грн
    Курс НБУ41.541 грн
  • Евро 21 март
    ↓ евро падает
    Покупают по44.850 грн
    Продают по45.400 грн
    Курс НБУ45.001 грн
  • Рубль 21 март
    рубль стабилен
    Покупают по0.300 грн
    Продают по0.450 грн
    Курс НБУ0.489 грн
Посмотреть все курсыФинансовые новости
Яндекс.Метрика