ТопТопу 10 летБлогиФорумыФотоРаботаОбъявленияАфишаКаталогРейтингСправкаТелефоныЧат Помощь
Новости Луганска
  КПИ-Сервис: Интернет-магазин компьютерной техники

ТопНовости Луганска

Новости Луганска

Новости Луганска

Сегодня, 9:25
В Луганском городском совете назначен новый начальник управления здравоохранения

Сегодня, 9:00
Заря — Черноморец — 0:2. Отчет о матче (+видео)

Сегодня, 8:30
В Луганске разрешили установку автономного отопления, но с новыми сложностями

Сегодня, 8:00
Романа Ландика доставили в СИЗО Луганска

Сегодня, 7:00
Руководство Луганской таможни отстранено в полном составе

23 сентября
Россия выдала Романа Ландика

21 сентября
ЛЭО обещает ужесточить отключения ООО «Лугансквода» со следующей недели в случае невыплаты предприятием долгов

21 сентября
Областное управление здравоохранения создало рабочую группу, которая должна навести порядок на Луганской станции «Скорой помощи»

21 сентября
Коммунисты Луганщины на выборах выпрашивали голоса в церквях на папертях

21 сентября
Новый сезон Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр открыл опереттой

О чем мечтает женщина

О роли ременной упряжи в процессе культурного становления Луганщины

Молодогвардеец14 сентября | Власть

В своей последней драме под названием «Перетаскивание памятника Пархоменко» незатейливый массовик-затейник, а по совместительству заместитель мэра Луганска по партии Александр Николаевич Ткаченко превзошел самого себя. Очевидно, сказался изрядный переизбыток свободного времени и долго сдерживаемая пассионарность бывшего вице-губернатора — вернувшись из недолгой ссылки в ОГА, он с удивлением обнаружил, что все сколь-нибудь важные функции (омываемые соответствующими денежными потоками) расхватали его коллеги. Осталась лишь культура, от одного упоминания которой у известного деятеля прошлого рука непроизвольно тянулась к кобуре.

Ну, а пропагандистское ведомство Ткаченко получил, надо думать, в качестве вождя городской организации ПРУ

По законам жанра…

Однако вернемся к постановке водевиля… Вот только не надо! Не говорите мне, что я неправильно определил жанр оного действа. Лучше посмотрите фотоотчет об открытии памятника Пархоменке, размещенный на официальном сайте Луганского городского совета. Натуральная «Свадьба в Малиновке». Вокруг бетонного «полководца» даже отряд ряженых «буденовцев» проскакал.

«Пеше по конному». В общем действо вышло вполне ничего себе, хотя замысел вспух в бедовой голове Александра Николаевича спонтанно... Или, говоря по-простому, ему то ли шлея под хвост попала — то ли известное насекомое впилось… Ну, примерно в то же место. После чего наш затейник вдруг осознал, что загасить сей творческий зуд он сможет только каким-нибудь грандиозным проектом. А как иначе?

Начдив-14 Александр Пархоменко свой земной бег прекратил 3 января 1921 года. В январе 2011-го исполнялось 90 лет с того памятного события, самое время было затевать передислокацию памятника. Но, видимо, зимой Александра Николаевича одолевал зуд какого-то иного свойства. С другой же стороны, спешить не следовало и потому, что 24 декабря сего года исполняется 125 лет со дня рождения ткаченкового кумира. Как ни крути — круглая дата. Тем более для Луганска, где и 65-летие считается достойным поводом для торжеств вселенского масштаба. Так что причин для спешки не было никаких. Разве что вице-мэр опасался, что ближе к декабрю вышеупомянутая шлея вонзится ему совсем в другую часть тела?

Попытку объяснить причину нездоровой спешки предприняли опекаемые Ткаченкой СМИ: «Памятник Пархоменко после приватизации одноименного завода долгое время был огорожен забором, и это возмущало людей». Так и встает перед умственным взором слегка отредактированное полотно Владимира Серова. Все то же, только ходоков вместо Ильича принимает Николаич. «Слуший, дарагой, — говорит гость в зипуне от Бриони, — так мине это возмущаит — кушить не могу!» «Ну что вы, батенька, — с добрым прищуром сочувствует представителю народа хозяин кабинета. — Беречь аппетиты луганчан — первейшая наша обязанность»…

Эх, Николаич, Николаич, ни хрена вы не знаете ни историю «своего» города, ни его нонешнюю жизнь. Специально для Ткаченко и прочих «отцов города» сообщаем, что памятник Пархоменко никогда не стоял на территории «одноименного завода» и никогда не был «огорожен забором», а потому и не мог вызывать «возмущение людей». Изначально и до последнего дня он находился напротив ПТУ, что по соседству с пешеходным переходом через ж/д пути.

Те же издания порадовали нас еще одним тезисом. Оказывается, Пархоменко — пример для подрастающего поколения. Мол, чем раньше его грозный статуй возвысится подле 26-й школы, тем скорее начнется благотворное воздействие на неокрепшие детские души. Мысль интересная, но не додуманная до логического конца. Примером ведь можно воспользоваться только тогда, когда о житии предлагаемого в таковом качестве подвижника тебе известно хоть что-нибудь. У нас же о деяниях Александра Пархоменко, в лучшем случае, известно из наспех состряпанного одноименного «шедевра» Леонида Лукова.

Честь гусарского мундира

Нет, в фильме Лукова «Александр Пархоменко» есть несомненные удачи. Скажем, зрителю запомнилась таперша в исполнении блистательной Фаины Раневской. Хорош в роли Махно Борис Чирков. Но в целом картина намного уступает эпическому полотну братьев Васильевых. Народ всего «Чапаева» раздергал на анекдоты; «Пархоменке» такой успех даже не снился. И это верный показатель того, что начдив-14 — герой… скажем осторожно — искусственный. Скроенный по лекалам Агитпропа на потребу момента.

Момент был, что и говорить, серьезный. 1942-й, немцы в хвост и в гриву гонят к Волге «непобедимую и легендарную» Красную армию. Срочно понадобился герой, который хоть каким-то образом в грозовом 1918-м входил в контакт с войсками Второго Рейха, — чтобы вдохновить народ на отпор воякам Рейха Третьего. Выбор пал на Пархоменко.

С одной стороны — земляк и друг «самого» Клима Ворошилова, с другой — с немцами он таки имел дело. Ежели точнее — бегал от них как заяц, «допрыгав» от Днепра аж до Царицына. Вот Нестор Иванович Махно — тот тевтонов не убоялся, устроив оккупантам масштабную партизанскую войну. Может, потому он в картине Лукова и появляется, хотя бы как персонаж отрицательный. Все-таки в 42-м еще многие советские граждане помнили реальные события времен первой немецкой оккупации, и пример батьки мог им подсказать: «Немца бить все-таки можно!»

Между тем анекдотического (равно как и кровавого) в биографии Александра Пархоменко было предостаточно. В 1919-м Александра Яковлевича назначили уполномоченным по снабжению Харьковского военного округа, и на данном посту он чудил похлеще Чапая, который всего-то потребовал выдать диплом врача сельскому коновалу. Пархоменко отдельные кавалерийские части харьковского гарнизона вырядил в… униформу гусар и в таком виде представил их наркомвоенмору Троцкому. Не умею сказать, почему скорый на расправу Лейба Давидович не отдал приказ расстрелять его тотчас же. Может быть, потому, что к «первой столице» уже подходили части генерала Май-Маевского и нужно было срочно уносить ноги. Но уже в январе следующего года «гусар» из Макарова Яра под ревтрибунал таки попал.

10 января 1920 года части 1-й Конной армии захватили Ростов и на радостях позволили себе расслабиться. «Гудели» герои-буденовцы под предводительством свеженазначенного коменданта города Пархоменко добрых полторы недели, совершенно игнорируя приказы начальства (и мольбы соседей по фронту) принять участие в боевых действиях. Персонально здоровяк Александр Яковлевич в пьяном угаре набил морду какому-то красному полководцу. Тут-то его и настигли ребята из троцкого расстрельного ведомства...

От показательной казни героя отмазали член Реввоенсовета Республики Иосиф Сталин и член Реввоенсовета Южного фронта Серго Орджоникидзе. Кое-кто на этом шатком основании отказывается верить, что Пархоменко был заурядным бандитом и мародером (как, впрочем, подавляющее большинство красных командиров той поры). Но дело-то в том, что сам же Орджоникидзе и докладывал в Москву: «Кон-армия по занятию Ростова изрядно пограбила его…». Почему он в таком разе заступился за проштрафившегося коменданта? Да потому что нашел в нем родственную душу: о склонности к рукоприкладству самого Серго уже год спустя вынужден был писать сам товарищ Ленин (см. Полное собрание сочинений вождя).

В тесноте от обиды?

Но, может, все эти (и другие во множестве) «недостатки» Пархоменко искупаются его полководческим талантом? Может быть. Только как измерить меру его талантливости, если от немцев он бегал в 1918-м, от поляков — в конечном счете — побежал в 1920-м. Правда, в составе всей 1-й Конной. С регулярной Белой армией воевал, скажем так, с переменным успехом. Та же ростовская оргия закончилась тем, что «белые» вышибли «легендарных» из города уже 10 февраля 1920-го.

А вот в экзекуциях беззащитного украинского и отчасти русского селянства Александр Яковлевич был великолепен. За что и поплатился: прикончил героя-карателя Нестор Махно. Собственноручно. Как врага трудового народа.

И тут колом встает вопрос: знаком ли наш массовик-затейник с биографией человека, чей памятник он считает нужным таскать по Луганску туда-сюда? Если нет, то доверять ему городскую культуру, хотя бы и в нынешнем ее усеченном состоянии, никак невозможно. Однако как-то трудно себе представить, что Ткаченко не распорядился подготовить для ознакомления краткое жизнеописание тезки. А по прочтении не понял, что лучше бы не пробуждать память о «герое»-революционере. Хотя бы потому, что Луганщина сегодня активно старается дружить с соседней Ростовской областью, а там о «подвигах» красного командира могут помнить также хорошо, как в селе Пархоменко, что в Краснодонском районе, где еще живы те, кто своего земляка иначе как «бандит и насильник» не именуют. Это если Александру Николаевичу совсем уже плевать на то, какими запомнили головорезов Пархоменки селяне Приднепровья, а также обитатели еврейских местечек Волыни, Полесья и Киевщины.

Но если все вышесказанное для Ткаченко не в новинку, то — зачем?! Выскажу свою версию, и попробуйте со мной не согласиться: «После возвращения «оттуда» он стал другим!» «Оттуда» — в смысле из облгосадминистрации. Спустившись с уездного «олимпа» назад, в заурядную муниципию, Александр Николаевич не мог не почувствовать, как тесно ему стало в нынешней его новой-старой роли. И если путь на Дураковку непрофессионалам пока заказан, то занять мэрское кресло ему вполне по силам. Для этого нужно только сковырнуть мэра действующего, в представлении Ткаченки, видимо, — фигуры крайне слабой и зависимой. Нужно только «грамотно» его подставить. А это для любого «комсомольца» — как два пальца о бетон.

Посмотрите еще раз о водевиле. Обратите внимание: ни одной фотографии, на которой бы реяли бело-голубые знамена. Все сплошь — красные. Но не те, под которыми воевал легендарный начдив, а с «лейблами» Коммунистической партии Украины. Это притом, что вождь «краснокожих» Петр Симоненко и наместник его в Луганске Килинкаров в преддверии выборов позволяют себе высказываться в отношении своих старших партнеров по правящей коалиции так, как «Молодогвардеец» никогда себе не позволял. Теперь дело остается за малым — правильно подсунуть информацию о мэрской ошибке тем-кому-нужно.

Правда, интриган сам допустил прокол, свойственный людям самовлюбленным.

А.Ткаченко
А.Ткаченко
Центральное место в фотоотчете занимает не мэр, а… сам Александр Николаевич. Только его лик «с печатью думы на челе» присутствует в центре композиции в качестве портрета. Равновеликого лика Сергея Кравченко там нет. Помните, кто у нас курирует городские масс-медиа?..

* * *

Воздвижение каменного героя состоялось в четверг, а в субботу случилось мне проходить по противоположной стороне той же улицы им. 50-летия почившего в Бозе СССР. Огорошила полосатая лента, перекрывавшая подступы к фасаду школы №26. Никаких поясняющих надписей не наблюдалось, но, присмотревшись к тому, в каком состоянии находится школа, можно было догадаться: кто-то умный решил, что выбегать на перемены через главный вход школярам небезопасно.

Даже если им приспичит сбегать посмотреть на бетонное изваяние душегуба.

Обсудить (3 поста)     Распечатать     Нашли ошибку?

Афиша Луганска

Материалы по теме

Пивная лавка