Поиск в новостях |
Новости Луганска |
Новости Луганска14 марта 14 марта 14 марта 14 марта 14 марта 14 марта 14 марта 14 марта 14 марта |
Симфония жизни Луганского симфонического оркестраРеальная газета «Ижица»25 декабря 2007 | Культура
Об этом и многом другом мне представилась возможность поговорить непосредственно с директором оркестра Татьяной КОРЕЦКОЙ, которая вместе с Луганским симфоническим оркестром уже 43 года. И теперь, имея возможность проследить всю эволюцию нашего симфонического оркестра за столько лет, смогла о многом нам поведать. — Итак, Татьяна Владиславовна, что, если с самих истоков? С чего начиналась история Луганского симфонического оркестра? — Наш симфонический оркестр существует 63 года. В свое время он был создан с легкой руки Антона ГАЕВОГО, работавшего в то время в администрации города (первый секретарь Ворошиловградского горкома КП(б)У с 21.12.40 г., — прим. ред.). В честь него, как вы знаете, назван один из кварталов нашего города. Сразу после Великой Отечественной войны, в 1945 году. Гаевой дал указание создать оркестр. И в мае месяце, сразу после победы, стал формироваться коллектив, начались репетиции, и уже в ноябре месяце был дан первый концерт. — И как складывалась судьба оркестра в самом начале его пути? — Непросто, естественно. Коллектив был очень пестрым, немногочисленным. Люди с фронта, нужно было восстановить форму, многие музыканты доучивались, нарабатывали мастерство уже в процессе репетиций. Но, к великому счастью, изначально в нашем оркестре работали великие музыканты, такие как И.И. МОИСЕЕВ — он был концертмейстером этого оркестра, валторнист В.В. АНТУШЕВСКИЙ, который был известен, по крайней мере, в пределах Советского Союза. — И как, по-вашему, какое время для оркестра было самым тяжелым — в первые годы после рождения или, например, в «перестроечные» годы? — Самым тяжелым временем все-таки были 60-70-е. Но были люди в жизни оркестра, сделавшие очень много для того, чтобы заинтересовать и воспитать зрителя, познакомить с искусством симфонической музыки. Среди них, например, Евгения Яковлевна МИХАЛЕВА, благодаря которой была создана юношеская филармония «Ровесник». Дети, приходя туда, имели возможность общаться со своими ровесниками-музыкантами, воспитанниками московских, киевских музыкальных школ, можно сказать, с самыми талантливыми юными музыкантами. — А как сильно изменились люди, если сравнить публику, которая приходит к вам на концерты сейчас, и ту, что приходила, например, в советское время? — Были моменты, когда людям к нам некогда и, может быть, не было потребности идти. И ходило не так много людей, и может быть, не те люди, которым бы это было действительно интересно. Но сейчас, должна сказать, в Луганске публика очень хорошая, и прослойка интеллигенции не так мала, как кажется. К нам ходят врачи, учителя, многие люди приводят своих детей. Но в первую очередь нашими зрителями являются, конечно, люди, близкие к искусству. Работники управления культуры даже обижаются, если мы их не предупреждаем заранее. Приходят студенты музыкальных училищ и институтов культуры, слушают музыку, слушают, как играют их преподаватели. Сейчас люди посещают наши оркестры и не потому, что должны, а потому что им нравится. Конечно, все зависит от программы, от солиста, дирижера. Случается, мы делаем даже «двойник» концерта, чтобы попали все желающие. Зал небольшой, рассчитан только на 400 человек. И потенциал нашего зрителя, я думаю, не уменьшится в будущем. Наши будущие зрители — выпускники медицинского, педагогического и других университетов. Воспитать следующее поколение ценителей музыки наш оркестр считает своей основной задачей. — Расскажите, пожалуйста, о гастрольной деятельности оркестра. Правда, что вы чаще уже играете за границей, чем дома? — Ну, это немного преувеличено, но пару раз в год мы обязательно выезжаем на гастроли. Сейчас почти все оркестры ездят за границу. Но наш оркестр уже завоевал себе определенный авторитет. Зачастую у нас имеется несколько предложений, из которых мы уже можем выбирать. Говоря прямо, пригласить оркестр из стран СНГ зарубежным странам удобней, так как это дешевле, а профессиональный уровень здесь всегда был выше, чем там, и это всегда чувствуется. Первый опыт появился у нас в 2000 году, нас пригласили выступать в канун Нового года в Италию, мы успешно там выступили, и с того времени предложения не прекращают поступать. Этим летом, например, мы снова были в Италии, в городе Спалетто. Нас приглашал фестиваль Минотти, названный в честь великого его основателя, итальянского композитора МИНОТТИ. Фестиваль проводится уже более 60 лет, и наш оркестр был первым украинским симфоническим оркестром, приглашенным туда. Но как футболисты предпочитают выступать на своем поле, так и мы все-таки больше всего любим нашу публику, она как-то родней. — Сегодняшнее выступление было последним перед вашими очередными гастролями. Какими будут следующие гастроли и что вы успели приготовить будущим зрителям? — Мы надеемся уже 25 декабря отправиться в следующие гастроли, нас приглашает европейский фестиваль «Штраус». Мы планируем проехать по Дании, Швеции, Норвегии, может быть, Франции. С нами будет выступать харьковская вокалистка Елена Сарикова и киевский балет — это программа, которую мы везем в европейское турне. — А расскажите о вашем дирижере, он австриец? — Австрийский дирижер Курт ШМИТ — наша гордость, мы закрываем с ним сезон, планируем в мае играть в соляных шахтах. Курт Шмит предан нашему оркестру, а мы преданы ему. К нам, в Луганск, он попал около 6 лет назад. Приехал по культурному обмену и познакомился практически со всеми оркестрами страны. Но наш ему понравился больше всего. Когда он встал за пульт, оркестр в него просто влюбился. На тот момент у нас как раз не было дирижера, и мы были счастливы, когда он выразил готовность с нами работать. Мы каждый год бываем в Австрии, играем на родине Курта, очень привязались к нему. Курт Шмит не просто хороший дирижер, он еще и прекрасный учитель, оркестр очень много получил от него в плане опыта. — А как насчет «свежей крови» в составе вашего оркестра? Можно ли увидеть молодые лица среди музыкантов? — Сейчас смешались второе и третье поколение музыкантов нашего оркестра. Совсем недавно в основной состав влилось 5 молодых музыкантов: скрипачи, трубач, контрабасист, тромбонист. Вливается поколение молодых и очень способных ребят. И на сегодняшний день наш оркестр, без ложной скромности, среди девяти симфонических оркестров страны является одним из лучших. Но дело ведь не в лицах. Каждый музыкант, играющий в составе любого оркестра, должен следить за дирижером, смотреть в ноты, слышать соседа и основную тему и все это делать одновременно. Здесь молодому музыканту очень важно иметь рядом с собой музыканта более опытного. Пересечение поколений значительно более ценно, чем конкретное обновление состава. — И напоследок, каким бы вы хотели видеть своего сегодняшнего зрителя? — Главное, это не то, каким будет зритель, а само его присутствие. Даже человек, далекий от восприятия этого искусства, попадя на наш концерт, обязательно что-то унесет отсюда в себе. Дети, которых изначально начинают приобщать к симфонической музыке, вырастают профессиональными слушателями. А человек, посвященный в таинство музыки, не обманет и не убьет, музыка — это та же религия. Только она обращается к людям не словами, как Библия, а через семь нот. И если после всего вышесказанного Вы все еще сомневаетесь, идти ли вам на следующий концерт Луганского симфонического академического оркестра, то для вас будет не лишним узнать о последних исследованиях в области медицины. Они показывают, что симфоническая музыка благотворно влияет на всю живую природу, включая самого человека. Классическая музыка снимает эмоциональное напряжение, помогает при стрессах и депрессиях, ее рекомендуют слушать беременным женщинам и просто, когда вам хочется расслабиться. Европейские фермеры включают своим коровам Бетховена, чтобы они давали больше молока, и растущим на грядках помидорам — для лучших урожаев, соответственно. Чем мы хуже — коров и помидоров, в смысле. Так что следите за афишами по городу и объявлениями в газетах. А билеты вам будут вполне по-карману, тем более что если уж красота требует жертв, то чего может стоить наше душевное равновесие — в столь беспокойное время — с оздоровлением в одном флаконе? // Анна ЕМЕЛЬЯНОВА Материалы по теме
|
Популярные новости4 марта 5 марта 1 марта 7 марта 4 марта 22 февраля 10 марта |